Как выбрать гребной винт для лодочного мотора?

Правильная комплектация водно-моторного средства сделает комфортной прогулку по озеру, реке. Поможет справиться с нагрузкой при хорошем улове рыбакам. Оптимальный подбор элементов зависит от конструкции лодки, характеристик двигателя, целей передвижения по воде.

Винт для лодочного мотора

Производитель комплектует продукцию по средним показателям, но на практике приходится корректировать некоторые параметры. Иногда детали выходят из строя, тогда нужно приобретать новые.

Необходимо понимать, что такое шаг винта на лодочном моторе, диаметр лопастей и как эти значения влияют на производительность двигателя, скорость движения, экономию топлива.

Что такое гребной винт в лодочном моторе?

Движение становится возможным, когда вращательный момент двигателя передает потенциальную энергию лопастям, которые создают тягу, опираясь на воду. Гребной винт передает усилие, возникающее при работе корпусу мотора, закрепленного на конструкции лодки.

Чем больше количество воды за единицу времени будут перемещать лопасти, тем мощнее будет движение. Габариты и форма гребного винта должны соответствовать поставленным задачам и возможностями силового агрегата.

Неправильно подобранный он может приводить как к снижению КПД, так и к рискам преждевременного выхода из строя двигателя.

Технические характеристики

Обращать внимание при выборе винта нужно на следующие показатели:

  • Диметр винта. Измеряется он по краям противолежащих лопастей если это четырехлопастной винт, а когда их три, то умножение на два значения от центра до дальней точки;
  • Шаг винта. Фактически это угол расположения лопасти относительно оси вращения. Шагом называют расстояние, которое преодолеет винт за один полный оборот. При этом не учитывается момент проскальзывания. Достигнуть паспортного значения можно это только в твердой среде. Практические показатели в воде ниже теоретических;
  • Количество лопастей. Их может быть 2, 3, 4 и более. Двухлопастные используются крайне редко. Слишком много побочных эффектов возникает в процессе эксплуатации, поэтому применяют их толь ко для специальных целей. Самые популярные сегодня трехлопастные винты. Оптимальной сочетание геометрических особенностей для решения большинства задач. Винт с четырьмя лопастями и более имеет некоторое нюансы и применятся чаще на судах с большим водоизмещением и мощными моторами;
  • Дисковое отношение. Значение показывает площадь поверхности лопастей в сравнении с аналогичным показателем диаметра. Измеряют спрямленные контуры. Конструкции винтов могут быть выполнены с перекрытием одной лопасти другой, поэтому значение дискового отношения может быть больше 1. Существуют модели с показателем 1, 5. Это означает что площадь лопастей превышает площадь диаметра на 50%. Практическое применение винтов на большинстве частных водно-моторных средств получили изделия с отношением 0,6 – 1, 2. Значения больше единицы актуальны для мощных моторов, способных приводить в движение большие массы воды за единицу времени, и соответственно развивать большую скорость.

Аббревиатура на имеет единого стандарта. Встречаются обозначения, где первой цифрой указывается количество лопастей. Потом следует диаметр. Затем идет значение шага винта и направление вращения. Например, 3х10х15R. Означает это, что винт трехлопастной, диаметром 10 дюймов с шагом 15, правого вращения. Часто торговая маркировка бывает иной.

Отметим! Первым указывается диаметр, а количество лопастей прописывают в конце. Уточнить все значения нужно в спецификации детали, которая имеется в сопроводительных документах, на упаковке изделия.

Что такое шаг винта на лодочном моторе?

Одной из важнейших характеристик водно-моторного средства является соотношение мощности силового агрегата и скорости передвижения. Ключевым фактором, влияющим на этот показатель, становится шаг винта, то есть его продвижение за один полный оборот. Практические результаты ниже теоритических в следствии подвижности воды и слипания.

Увеличивать шаг винта для достижения скорости невозможно бесконечно. Возрастает нагрузка на двигатель, происходит снижение количество оборотов, в среднем на 200 — 300 на каждую единицу. Например, поставив вместо 11 винт 13 тахометр покажет значение 5 000 – 5 200 при штанных 5 600 об/мин.

При выборе важным становится мощность. Если при винте 11 двигатель склонен к «перекруту», то есть при полностью открытой заслонке частота была предельной или превышала номинальное значение, то при смене на 13-й диаметр мотор стал работать ровнее на максимальных нагрузках, значит замена была оправдана. Измерения проводят при пустой лодке и с максимальной нагрузкой.

Отметим! Винт можно менять для достижения различных целей. Так оборудовав лодку для скоростного передвижения, можно существенно снизить ее эффективность при необходимости перевозки грузов. В идеале, нужно иметь несколько винтов с разным шагом, чтобы оптимально использовать водно-моторное средство для тех или иных целей.

Как подобрать гребной винт для лодочного мотора?

Поиск нового винта может быть продиктован желанием изменить характеристики водно-моторного средства, либо необходимостью покупки в следствии поломки.

Для оптимального выбора необходимо знать:

  • Характеристики мотора, его мощность, количество оборотов;
  • Особенности конструкции лодки;
  • Целевое назначение водно-моторного средства;
  • Материал изготовления;
  • Особенности посадочного места винта, диаметр, количество шлицов.

Рекомендуется найти данные о штатном винте, который устанавливает производитель на имеющийся мотор. В описании характеристик имеются указания на какой тип лодки рассчитан двигатель, ее водоизмещение, осадку, массу.

Важна конструкция и материал изготовления водно-моторного средства. Если мотор мощностью 30-60 л.с. установлен на надувной лодке рассчитанной да двух человек, то в данном случае имеется запас мощности, который вычисляют по формуле 25 кг на одну лошадиную силу.

Можно увеличивать шаг винта. Такой же двигатель на катере для 5-х человек будет нуждаться в бережном отношении и для долгой безаварийной работе потребуется винт с более низким показателем шага.

Отметим! Для достижения скорости будет недостаточно увеличивать шаг. Здесь необходимо менять двигатель на более мощную модель. Считается, что при 80% загрузке лодки мотор должен выходить на паспортные значения оборотов.

Материалы изготовления гребного винта

Кроме технических характеристик, геометрии, количества лопастей, винты могут изготовляться из различных материалов:

  • Пластик. Самый дешевый вариант, но это не значит, что этот выбор плох. Для моторов малой мощности пластиковый винт выглядит оптимальным решением. Он пластичен, долговечен, способен выдерживать ударную нагрузку без повреждений. Не подойдет для мощных оборотистых двигателей. При сильной нагрузке начинает деформироваться, менять геометрию, что приводит к снижению скорости, увеличению расхода топлива;
  • Алюминий. Винты выполняются из сплавов с добавлением металлов, улучшающих показатели изделия. Алюминий при этом становится не таким пластичным, как чистое вещество. Металл приобретает твердость и вместе с тем хрупкость. При поломке можно обнаружить сколы с зернистой, кристаллической структурой. Невысокая цена при хороших эксплуатационных характеристиках делает этот винт очень популярным среди владельцев водно-моторных средств;
  • Сталь. Чаще это нержавеющий сплав. Винт прочен, надежен. Рассчитан на предельные нагрузки. Отличный выбор для скоростной лодки. Форма лопастей и тщательная обработка поверхности для уменьшения коэффициента трения делают его характеристики недостижимыми в конкуренции с изделиями из других материалов. Цена высокая, но и технические параметры, долговечность также превышают аналогичные значения у винтовиз пластика и алюминия;
  • Карбон. Изделий из этого материала пока не так много на рынке, но популярность их растет. Прочные винты из карбона имеют практически такие же характеристики, как металл, но они существенно легче. Стоимость сравнима с высококачественными изделиями из нержавеющей стали.

Выбирать винты на лодку следует с учетом особенностей эксплуатации. Для прогулочного катера достаточной мощности подойдут изделия из нержавеющей стали.

Отметим! Рыбацкая лодка, особенно если использоваться она будет в водоемах с большим количеством растительности, может оборудоваться винтами из пластика и алюминия. Это практично и недорого.

Разновидности винтов

Конструкция зависит от материала изготовления. Лопасти стальных винтов тоньше. В процессе эксплуатации они не деформируется, не меняют геометрию.

Алюминиевые винты напротив, подвержены внешнему воздействию. Даже значительно большая толщина лопастей не уберегает их от временных изменений, деформаций при физической нагрузке.

При установке винта следует позаботиться о безопасности мотора. Если пластиковые и алюминиевые изделия могут разрушится при ударе, не нанося ущерба двигателю, то аналоги из нержавеющей стали могут привести к серьезным последствиям.

Выходом из ситуации может быть установка защитной втулки. При серьезной ударной нагрузке она станет преградой для критического воздействия на мотор.

Выбор по количеству лопастей важен в каждом конкретном случае. Больше, не значит лучше. Увеличенная площадь поверхности лопастей может привести к негативным последствиям. При высоких оборотах возможны нежелательные вибрации, излишняя нагрузка на двигатель.

Оптимальным считается четырехлопастной винт для судна под значительной нагрузкой. Не желательно его использовать при планируем передвижении в режиме глиссирования. Лучше в этом случае применить конструкцию с тремя лопастями.

Примечание! С выбором винта не стоит торопиться. Следует оценить возможности лодки, ее конструкцию и характеристики. Исходя из этих данный нужно рассчитать оптимальную модель для решения конкретной задачи. Если предполагается использовать водно-моторное средство в различных целях, то стоит иметь несколько винтов с различным шагом для их достижения.

Теперь клюет только у меня!

карпЭту щуку поймал с помощью активатора клева. Раньше никогда таких не ловил, теперь же каждый раз привожу с рыбалки трофейные экземпляры! Настало время и вам гарантировать свой улов!!!

ПОДРОБНЕЕ →

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector

Новость дня

. Задержанные браконьеры рассказали секрет своего успеха для хорошего клёва... Рыбинспекторов удивило отсутствие запрещённого снаряжения.

Читать далее »